?

Log in

No account? Create an account
Damma

diamondken in krug_sveta

Жить с любовью в обществе конкуренции.

Учение будды о преодолении различения между собой
и другими, часть 1
Итак, ранее мы говорили о том, что человек может по-настоящему ослабить свои страдания, если сумеет использовать их для устранения страданий других. А также, делая счастье других своим собственным счастьем, можно стать по-настоящему счастливым.
Я думаю, это буддийское учение указывает путь к счастью для всего мира в целом. Если страдания одного человека разделить на двоих, то страдание уменьшится в два раза. Если радость одного человека разделить на двоих, то радость увеличится в два раза. В этом смысле, если страдание разделить на шесть миллиардов землян, то страдание уменьшится до минимума, а если радость разделить на шесть миллиардов землян, то радость станет безграничной.

В буддизме говорится о небесных мирах, где страданий значительно меньше, а радостей значительно больше, чем в мире людей. Обитатели этого мира испытывают друг к другу глубокие любовь и сострадание. По учению буддизма всё счастье и несчастье в мире является проявлением сознания населяющих этот мир людей. И хотя нет научных подтверждений существованию высоких миров, всё же есть резон говорить, что в мире именно любовь и сострадание устраняют страдания и увеличивают радость.
Есть известное выражение: «Один за всех и все за одного». Я думаю, это выражение очень подходит к вышесказанному. Чем выше мир, тем в большей степени каждый отдельный человек отбрасывает свой эгоизм и служит всем, а все ценят каждого отдельного человека.
Итак, наша тема – буддийский взгляд на мир, говорящий о счастье, обретаемом благодаря любви и состраданию, когда перестаёшь проводить различение на себя и других. Основа такого счастья – делать страдания других своими страданиями, а радости других своими радостями. В буддизме говорится, что мы и другие не настолько различаемся, как нам кажется, и между нами нет таких границ, как мы в своей повседневной жизни склонны думать. То, что мы и другие взаимосвязаны – вполне научный и логичный взгляд.
В молекулярной физике открыли, что за несколько лет молекулы и атомы, формирующие наше тело, полностью замещаются, происходит их полный обмен с атомами и молекулами внешнего мира. То есть получается, что в нашем теле нет ни одного атома, который принадлежал бы только нашему телу. Тело непрестанно изменяет свои размеры, форму, от маленького зародыша оно превращается в тело взрослого человека, затем стареет и уменьшается, а потом умирает и разрушается.
Поэтому с точки зрения молекулярной физики фиксированная идея «Во мне есть что-то, сохранившееся неизменным от прошлого меня» является полной бессмыслицей. В буддизме тоже говорится, что в этом мире никто, в том числе и мы, не живёт независимо от других, нет фиксированной самобытийной природы ни в ком, все взаимосвязаны и взаимозависимы.
В плане психологическом, все наши мысли и чувства, а также слова, знания и информация, на которую они опираются, – впитаны нами от других с самого рождения, они не есть только наши. И сейчас мы продолжаем получать различную информацию от других и что-то передавать другим, то есть между нами и другими непрестанно происходит обмен информации. И тело, и мышление, и чувства человека постоянно изменяются, никто не имеет всю свою жизнь одинаковых мыслей, часто прежние наши мысли становятся мыслями других, и наоборот.
И мы, и другие, рождаемся, воспитываемся и умираем, поддерживаемые обществом, землёй и вселенной. Никто не может родиться сам по себе, всех нас рожают родители. И мы – существа, тесно связанные с генами родителей, последующим воспитанием, образованием и общественным окружением.
В этом смысле все плохие и хорошие поступки людей имеют причину не только в них самих. При внимательном размышлении можно понять, что к ним имеют отношение общество, земля и вся вселенная. Говоря иначе, общество, земля и вся вселенная проявили в каком-то человеке хорошие и плохие поступки. Например, магма вулкана – это производная не одного лишь этого вулкана, но и всей литосферы земли.
Так что можно считать плохие, и хорошие поступки человека проявлением факторов, имеющихся в обществе, на земле, во вселенной. Не лишь один этот человек имеет достоинства или недостатки, грехи или заслуги. Однако в обществе сильна тенденция считать ответственным за плохой поступок лишь того, кто его совершил, равно как и все заслуги добродетельного человека считать лишь его заслугами.
Глядя на плохую карму других, мы не замечаем, что и сами имеем к ней отношение и что часть ответственности лежит на нас, но с лёгкостью отделяем себя от других, презираем, ненавидим, гневаемся на них. А когда встречаемся с хорошей кармой других людей, мы не замечаем, что она результат и наших собственных усилий, но думаем, что это не имеет к нам отношения, и поэтому испытываем зависть.
Помимо презрения или зависти, мы, сравнивая себя с другими, считаем, что мы ни на что не годны или, наоборот, выдающиеся, то есть у нас возникает самоуничижение или гордость. Но изначально не мы одни такие никудышные, но у многих людей есть похожие недостатки и проблемы. И не одни мы выдающиеся, но нашим достоинствам и заслугам помогает множество других людей. Мы просто этого не замечаем.
При осознании взаимосвязи между собой и другими у нас возникнет понимание, что проблемы других – это проблемы, скрытые и в нас самих. И тогда мы уже не посмотрим на других сверху вниз, но увидим в них отрицательных учителей, помогающих нам в работе над собой. А, помогая другим в решении их проблем, в нас будут развиваться мудрость и сострадание, которые естественным образом освободят и нас самих от похожих проблем. Понимая, что и у других есть похожие проблемы, мы не впадём в самоуничижение. Разрешая собственные проблемы, мы обретаем мудрость и сострадание, что позволит нам помогать другим.
Воистину, главное здесь то, что какими бы ни были проблемы, они общие для нас и для других.
Важно достичь состояния, в котором мы не различаем свои страдания и страдания других. В этом смысле будда, вышедший за пределы различения на себя и других и стремящийся устранить страдания всех живых существ, делает это и для того, чтобы устранить и собственные подсознательные страдания.
Видя проблемы других, мы склонны думать, что сами так никогда не поступим. Однако в плохих поступках содержится ценный материал для обучения. Человека, творящего зло, осуждают и наказывают, и он сам направляется к саморазрушению и страданиям. А это большой урок для других людей.
Только подумайте, если бы вокруг нас не было подобных отрицательных учителей! Была бы у нас сила противостоять искушениям и злу? Или же это делать легче, когда мы учимся на отрицательных примерах?
В этом смысле, совсем не иметь отрицательных учителей даже опасно. Благодаря их примеру человек учится сам избегать зла.
Такие размышления помогают ослабить гордость, самоуничижение, гнев и ненависть, опирающиеся на различение между собой и другими, и развивают ценные качества скромности и способности прикладывать усилия. Углубляя размышления о том, что устранения страданий других приводит к устранению собственных страданий, мы развиваем сознание, в котором объединяются скромность, любовь и сострадание.

Учение будды о преодолении различения между собой
и другими, часть 2
А сейчас мы ещё больше углубимся в такие проблемы сознания, как гордость, самоуничижение и зависть, основанные на различении и сравнении себя и других.
При виде чьих-то плохих поступков, в большинстве случаев у нас возникает гнев. На самом же деле мы должны благодаря этому понять не то, что мы отличаемся от этого человека, но то, что мы с ним похожи. Известный психолог Карл Юнг говорил о существовании в человеке его «тени», то есть тех черт характера, которые он не хочет в себе видеть. Когда же он видит свои теневые стороны в других, у него возникает сильный гнев.
Не желая видеть свои теневые стороны, он обычно забывает о них, и они прячутся в его подсознании. И большинство людей живёт, думая, что «я сам» – это поверхностное «я», без теневых сторон. То есть он словно носит маску. Есть много причин тому, что человек хочет видеть себя лучше, чем он есть на самом деле. Например, это эгоизм и лень, нежелание прикладывать усилия и изменяться. Это особенно характерно для современного общества, где людей всегда оценивают, вот и хочется выглядеть хорошим человеком. В результате получается некое расщепление личности: поверхностный хороший я и подсознательный плохой я.
Но как говорится, подобное притягивает подобное. И вокруг нас начинают появляться люди, имеющие общие с нами черты. И если свои теневые стороны мы не видим, то теневые стороны других видятся нам очень отчётливо. Собственные проблемы осознать непросто, но вот проблемы других понимаются с лёгкостью. И когда ты в других начинаешь видеть то, что в повседневной жизни в себе видеть не хочешь, возникает сильная ненависть. И настоящая причина гнева в том, что эти качества в других очень похожи на собственные ненавистные качества.
С точки зрения буддизма к людям, совершающим плохие поступки, следует испытывать не презрение, гнев и ненависть, а любовь и сострадание. Потому что плохая карма других и их страдания от плохой кармы должны восприниматься как собственные подсознательные плохая карма и страдания. И по-настоящему мудрый человек стремится помочь другим не накапливать плохую карму, понимая, что это устранит и собственную подсознательную плохую карму.
Если же мы испытываем не любовь и сострадание, а гнев, презрение и ненависть, это значит, что мы не очень-то отличаемся от этих людей, творящих это зло.
По учению будды, если вы на самом деле понимаете, что что-то является плохой кармой, вы также должны осознавать, что эта плохая карма принесёт страдания тому, кто её совершает. Ведь мы пожинаем то, что сами посеяли. Например, вор, укравший деньги, является вовсе не хитрым человеком, обошедшим закон и получившим для себя пользу, а человеком, попавшим в рабство собственной привязанности к деньгам, что не сделает его по-настоящему счастливым.
Если же вы просто злитесь на вора, то это значит, что в глубине души вы считаете, что он хитростью смог получить для себя выгоду, и вы не можете простить ему этого и хотите наказать. В таком случае и вор, и рассерженный на него человек – оба имеют привязанность к деньгам, у них похожая система ценностей.
Этот рассерженный человек в другое время и при других обстоятельствах может и сам совершить подобную ошибку и своровать деньги, когда будет находиться в критическом материальном положении или в ситуации, когда никто не видит, или же поддавшись дурному влиянию других. Иначе говоря, объект, на которого вы сердитесь и смотрите свысока, в других обстоятельствах или в будущем может оказать на вас влияние.
Бывают случаи, когда недобродетельные поступки людей, считающихся плохими людьми, и добродетельные поступки людей, считающихся хорошими людьми, связаны между собой. Это те случаи, когда именно поступки хороших людей становятся одной из причин поступков плохих людей.
Например, в этом обществе считается хорошим зарабатывать деньги законными методами и люди, умеющие это делать, оцениваются как хорошие люди. Однако посреди этой законной финансовой деятельности осуществляется и большая рекламная кампания, которая вызывает в других различные материальные желания и жадность до денег. Эта реклама разжигает желания, и какие-то слабые люди, поддавшись таким образом своим желаниям, не смогут сдержать свои побуждения к плохим поступкам.
Одним из примеров может служить увеличение преступлений на почве секса, которые вызываются, в том числе, и рекламой, воздействующей на сексуальное желание. А эта рекламная деятельность считается законной. В некоторых сферах бизнеса есть стороны, воздействующие на человеческие желания и страсти, что как раз и приносит много вреда.
Я думаю, честные бизнесмены могут заметить, что в их деятельности, пусть она и оценивается обычно хорошо, есть части, приносящие другим и обществу вред. И в качестве воздаяния, им хорошо было бы заниматься благотворительностью и служению обществу, которые всегда очень нужны.
Когда человек осознаёт в себе черты плохого человека, именно тогда у него появляется желание измениться, и он со скромностью начинает прикладывать усилия. Именно в этом смысле святой Синран говорил, что у плохого человека есть шанс встретиться с правильным учением и спасением будды. Мне нравится такой образ мыслей. Тут речь даже не о том, что религиозные деятели, рассказывающие учение богов и будд, должны осознать лёгкость падения в гордость. Тут надо понимать, что в основе своей в характере человека есть части, связанные с гордостью, и нужно прикладывать усилия, чтобы они не проявились в негативной форме. Для преодоления этого недостатка важно уважать других и служить им. Например, служить людям, видя в них проявление будд или божеств. Человек, осознавший, что и сам он плохой, имеет шанс встретиться с правильным учением и спасением будды.
Нужно понимать, что если вы можете избегать совершения зла, то это не из-за вашего величия, а из-за того, что условия вам благоволят, но вот другим могут не благоволить. Если бы вы родились у похожих родителей, получили бы похожее образование, воспитание и жили бы в похожих общественных условиях, то, быть может, и вы совершили бы похожие плохие поступки.
И если вам просто так повезло с хорошими условиями, а вы смотрите с презрением, гневом и ненавистью на тех, кому с условиями не повезло, то не будет ли это вашей гордостью? И из-за этой гордости вы упустите случай увидеть в этих людях отрицательных учителей для вашего самоанализа и самодисциплины. И когда в будущем изменятся условия, вы можете поступить как они.
Напротив, вы должны быть благодарными своим хорошим условиям, сострадать тем, у кого условия плохи, видеть в них своих отрицательных учителей, проводить самоанализ, и, помогая другим освободиться от плохих поступков, вы тем самым спасаете и себя от будущих плохих действий, ростки которых есть в вашем подсознании.
Часто бывает, когда человек что-то объясняет тому, у кого этих знаний и навыков нет, и сам учится посредством обучения. Даже если кажется, что хорошо понимаешь какую-то тему, но когда начинаешь объяснять её другим, выясняется, что не совсем понимаешь. И, по мере продолжения объяснения, начинаешь понимать лучше. Точно так же, когда спасаешь кого-то от плохой кармы и страданий, начинаешь и сам лучше понимать эту плохую карму и страдания, которые она приносит. В результате лучше понимаешь путь освобождения от них.
Итак, подытожим.
1. Когда при виде человека, делающего что-то плохое, вы просто его презираете, это значит, что вы не понимаете настоящей взаимосвязи между вами, в вас есть гордость, и вы почти также глупы, как и он.
2. Если вы собираетесь развить настоящую мудрость, вам нужно быть скромным (а это и есть высочайшая мудрость), осознать, что вы и другие взаимосвязаны, и, будучи благодарным, помогать другим, тем самым помогая и самим себе.
Именно такая мудрость – качество будд и бодхисаттв, именно она лежит в основе их любви и сострадания для спасения всех живых существ. Мудрость понимания, что мы и другие взаимосвязаны (что между нами нет разницы) приносит любовь и сострадание для спасения себя и других как единого целого.

Учение будды о преодолении различения между собой и другими, часть 3
Итак, мы говорили о проблеме различения на себя и других, которая приводит к высокомерию, презрению, ненависти и гневу. Разрешить это можно пониманием взаимосвязи между собой и другими, развитием скромности и мудрости, а также благодарности, любви и сострадания.
Благодарность, о которой здесь говорится, очень важна и для людей гордых, и для людей, склонных к самоуничижению и зависти. При углублении благодарности возникает желание воздать окружающим за их добро и разделить с ними их страдания и радости. В буддизме махаяны говорится, что мотивацией практики бодхисаттв, прикладывающих усилия в спасении живых существ, как раз и является благодарность всем живым существам и желание вернуть им их добро.
Но если в человеке нет благодарности и желания вернуть добро, то когда он помогает другим, он может впасть в гордость: «Я спасаю других!». Понимание же того, что в действительности помощь другим является помощью и самому себе, объединяет в единое целое благодарность, любовь и сострадание. И начинаешь понимать, что сам и другие спасаются одновременно.
Мудрость, не проводящей различения на себя и других, порождает любовь, сострадание и способствует собственному росту. Я сам, проводя лекции и рассказывая вам учение, многому учусь у вас, или же учусь вместе с вами, имея настрой поделиться этим учением.
Среди гордых людей много тех, которые не понимают, что своим счастью и успеху они, на самом деле, обязаны многим другим. Такие гордецы постепенно теряют поддержку окружающих и в ближайшем будущем терпят крах. Сюда относятся, например, подъём и падение диктаторов и т.п. Очевидно, для преодоления такой ситуации важно быть благодарным тем многим существам, которые вас поддерживают.
В последнее время в мире усилилась тенденция делить людей на успешных и неудачников. Я думаю, именно это деление порождает гордость и высокомерие с одной стороны, и самоуничижение с другой. Даже если человек относится к числу успешных, он достиг успеха не сам по себе, но с помощью других, в том числе и неудачников.
Победившие побеждают в результате соревнования с другими людьми, включая и проигравших. Так происходит и в учёбе, и в спорте, и в бизнесе. Соревнуясь с другими, человек оттачивает своё мастерство, и общий уровень в целом тоже повышается. Даже если в этом процессе происходит разделение на победителей и проигравших, факт остаётся фактом: без проигравших невозможно стать победителем. То есть победители создаются усилиями всех других людей, в том числе и проигравших.
Беспокоит то, что в современном обществе успешные люди начинают заблуждаться, полагая, успех – дело их собственных рук, окружающие тоже восхваляют их, ставя в особое положение. И тогда эти люди теряют чувство благодарности окружающим, в том числе и проигравшим. И хотя изначально они должны бы были желать отблагодарить всех тех, кто их поддерживал, они впадают в гордость и не делают этого, из-за чего приходят к краху.
Такое часто происходит с диктаторами. Из-за успеха они впадают в гордость, забывают, благодаря кому они заняли своё положение, перестают думать о том, чтобы вернуть пользу народу, захватываются властью и богатством и в конечном итоге терпят поражение.
Такие случаи можно видеть и в обществе, где терпят крах разные крупные компании, банки и т.п., и подвергаются аресту их главы.
Такое встречается и в религиозных организациях, где их основатели впадают в гордость из-за своих временных успехов.
Поэтому при создании «Круга Света» я думал и о том, как избежать в практике этих ловушек гордости, чтобы практикующие на пути развития духовности могли бы действительно увеличивать свои лучшие качества и устранять плохие.
Итак, мы поняли, что для победителей, людей, которые заняли положение вверху, необходимы благодарность, желание вернуть добро, разделить с другими их страдания и радости, а также любовь и сострадание. Это не только принесёт пользу другим, но и другие будут продолжать вас поддерживать. Польза другим равна пользе самому себе. Такова недвойственная система ценностей, в которой нет различения на себя и других.
А что касается людей из числа неудачников, проигравших, склонных к самоуничижению и зависти, им тоже нужно научиться быть благодарным и развивать в себе любовь и сострадание. Люди в самоуничижении думают, что они ни на что не годны, и в их сердцах зачастую совсем нет благодарности.
На самом деле, подъёму и падению человека нет пределов. Даже если вам кажется, что вам не везёт, что вы неудачник, это всего лишь проблема сравнения, потому что есть бесчисленное количество людей, которые находятся гораздо ниже вас. В этом мире живёт шесть миллиардов людей, и большинству из них кажется, что японцы находятся в числе самых удачливых. С точки зрения жителей развивающихся стран, японцы подобны отпрыскам царского рода. В Японии и система здравоохранения на высоком уровне, и продолжительность жизни высокая, и страна очень мирная и богатая.
Однако в этой Японии каждый год кончают жизнь самоубийством несколько десятков тысяч человек, и порядка миллиона человек находятся в депрессии. Очевидно, это потому, что люди сравнивают себя с теми, кто занимает более выгодное положение, и от этого считают себя неудачниками. Люди обычно склонны сравнивать себя с теми, кто рядом, а также себя нынешнего с собой прошлым. И из-за этого чувствуют себя либо счастливыми, либо несчастными. Поэтому даже если с объективной точки зрения человек должен быть счастлив, но если он только и делает, что сравнивает себя с теми, кто немножко выше его, он только и будет чувствовать зависть и самоуничижение.
В словаре говорится, что добро и зло познаётся в сравнении. То есть понятия «хорошо-плохо», «счастье-несчастье» создаются сравнением в человеческом уме, но в реальности их не существует. Поэтому в одинаковых внешних условиях будут люди, которые почувствуют счастье, и люди, которые испытают несчастье.
Это удивительная физиологическая особенность человеческих органов чувств: даже что-то хорошее и выдающееся может восприниматься плохим и низким по сравнению с чем-то ещё более выдающимся и хорошим. И, наоборот, в зависимости от объекта сравнения, даже плохое и низкое может ощущаться хорошим и выдающимся. Таким образом, в ощущениях счастья или несчастья, базирующихся на понятиях «хорошо-плохо», «выше-ниже», нет субстанции, они – создания ума.
Я думаю, именно в этом заключён истинный смысл учения индийской философии, включающей и буддизм, где говорится, что всё есть плод собственного творения, что именно наши действия определяют наше счастье или несчастье.
Какое же состояние ума создаёт счастье, а какое формирует несчастье? Когда мы думаем о том хорошем, что уже имеем, и испытываем благодарность, наш ум делает нас счастливыми. Когда же мы думаем лишь о том, чего у нас нет, недовольны и неудовлетворенны, наш ум делает нас несчастными.
Неудовлетворённый человек, который чувствует себя несчастным, естественно будет находиться в самоуничижении (ненависти к самому себе), и зачастую считать виноватыми в своих несчастьях других. И их ненависть и недовольство другими будет только увеличиваться. Таким образом, человек в самоуничижении ненавидит и других, и себя.
С другой стороны, тот, кто всегда обращает внимание на то счастье, что у него уже есть, и в душе которого сильна благодарность, будет благодарен и другим, которые участвуют в его счастье. Он будет и себя, и других рассматривать позитивно и любить. И в нём соответственно усилится тенденция к альтруизму, любви и состраданию.
Люди, умеющие благодарить, видят мир в балансе, то есть умеют смотреть не только выше или ниже себя. В результате этого они реально могут заметить существование множества людей, гораздо более несчастных, чем они. И когда их альтруистичные тенденции усиливаются, другие люди естественным образом начинают любить их (как благословение и защита богов и будд), что делает их ещё более счастливыми.
Поэтому если в вас сильны самоуничижение и зависть, вам нужно учиться замечать то хорошее, что вам уже дано, выражать благодарность и вести практику любви и сострадания, деля с другими их страдания и радости. Это удивительно, но эти практики благодарности, любви и сострадания полезны как людям с сильной гордостью, так и людям в самоуничижении.
Хотя тут и говорится, что не стоит испытывать недовольство своим нынешним состоянием, но в случае, когда нужны более серьёзные усилия для дальнейшего прогресса, это недовольство может быть иногда полезно для подбадривания себя к более серьёзным усилиям. Однако это не относится к людям, в которых мало благодарности, но много недовольства и неудовлетворённости. Такие люди впадают в сильное самоуничижение и ненависть к себе, престают прилагать усилия и отступают. Этот случай уже проблематичный.
Такое случается, как я говорил в предыдущих главах, не только если сильны самоуничижение или зависть, но если человек хочет без усилий, лёгкими путями стать счастливым. Главной причиной тут является не самоуничижение, а лень. Такой человек может внушить себе, что даже если он и будет стараться, всё равно ничего не получится, и тем самым будет оправдывать своё нежелание прикладывать усилия. Тут самоуничижение является оправданием для лени, ему просто не хочется стараться, но на словах он говорит, что даже если и постараться – ничего не получится.
В этом случае нужно решать проблему с этой самой ленью. Об этом я уже писал ранее, что нужно осознать невозможность достижения счастья лёгким путём, и поступенчато решать проблему недостатка физической и душевной энергии, которые приводят к лени.

Comments