?

Log in

Damma

diamondken in krug_sveta

Жить с любовью в обществе конкуренции.

Поднявшись над завистью, часть 2
Итак, мы говорили, что зависть – это чувство, которое возникает, когда из-за фиксированных идей или лени человек не видит пути к своему собственному, данному именно ему, счастью.
А сейчас мы рассмотрим, что, по сути, с широкой точки зрения будды, зависть – это психологическое состояние, когда мы принимаем чужое счастье за своё собственное.

Вспомните, о чём мы говорили раньше. Чтобы не испытывать зависть, не нужно захватываться поверхностной системой ценностей о счастье, не нужно считать, что счастье лишь в том, чтобы одержать победу над другими. Следует увидеть свой собственный путь к счастью, устраняя страдания тех, кто слабее, и поддерживая тех, кто тебя превосходит.
В буддизме такое милосердное сознание называется сознанием будды. Всего есть четыре сознания будды, Четыре Безмерных состояния души. Первое – сострадание, печаль от страданий других как от своих собственных, и стремление их устранить. Второе – радость счастью других как своему собственному. Третье – любовь, желание приносить другим счастье. И четвёртое – беспристрастие, равная любовь ко всем людям без различения.
Счастье человек получает не только в победе над другими. Счастье можно испытать и при поражении, которое позволит нам понять страдания проигравших и помочь в устранении их страданий. Это похоже на тот случай с женщиной-певицей, которая имела душевную болезнь и помогала людям с таким же заболеванием.
Помимо этого, мы можем получать счастье, помогая и поддерживая выдающихся людей. Такова практика сорадования чужому счастью. А также это будет практика любви, ведь своей помощью мы приносим этим людям счастье. Такую практику вёл известный основатель фирмы Панасоник Мацусита Коносукэ, и добился большого успеха в работе и жизни.
Здесь важно вот что. Когда наши страдания помогают устранять страдания других, мы сами по-настоящему исцеляемся. Потому что если ненавидеть страдания, они будут только лишь увеличиваться.
Но если не испытывать к ним ненависти, но стараться понять такие же страдания у других людей, сочувствовать им, помогать в устранении, то собственные страдания постепенно ослабнут. Для человека страдания – наиважнейшая движущая сила в воспитании любви и сострадания, и страдания могут быть преобразованы в радость.
Важная истина в том, что основная причина человеческих страданий – различение на себя и других. Различая на себя и других, стремясь лишь к собственному счастью, соперничая с другими ради достижения своей выгоды, мы только увеличиваем страдания. Но если различение отсутствует, то и собственные страдания становятся силой для устранения страданий других, и они преобразуются в радость.
Страдания – это плётка любви, это испытания, которые боги и будды дают человеку, чтобы человек поднялся над своим эго и достиг вселенского состояния сознания.
Итак, как же на основе вышесказанного превзойти зависть? Зависть – это страдания, возникающие при виде человека, который кажется счастливым. Если мы проводим различение на себя и других, если хотим отобрать у другого его счастье, тогда его счастье будет ощущаться страданием для нас. Но если различения нет, если мы смотрим на счастье другого как на своё собственное, то оно действительно начинает вас радовать. Благодаря практике сорадования, страдания от зависти превращаются в источник радости.
Для такой практики радости нужно глубоко обдумать, каков же наш путь к подлинному счастью. Как бы человек ни старался, как бы ни боролся с другими, как бы ни старался что-то отнять у других для своего счастья, он всегда будет испытывать ограничения. В истории человечества нет ни одного короля, который завоевал бы весь мир, и нет ни одного религиозного деятеля, который обратил бы весь мир в свою религию.
Когда человек что-то получает, ему хочется ещё больше, и жадности нет предела. Когда человек стремится к счастью, сражаясь с другими и отбирая что-то у них, сколько бы побед он ни одерживает при этом, удовлетворение наступает лишь на короткое время, а далее у него возникает желание новых и новых побед. И обязательно придёт время, когда он уже не сможет победить, и тогда начнутся страдания от проигрыша, от потери завоёванного, от нападок других.
Такой путь к счастью, когда вы отбираете счастье у других (удовлетворяя свои желания), не даёт спокойствия и насыщения, наоборот, жадность разрастается, и затем приходят страдания от невозможности получить желаемое, от потерь, от соперничества и многие другие. Так говорится в учении буддизма.
С другой стороны, если вы не различаете на себя и других, если радуетесь счастью других как своему собственному, если считаете путь принесения счастья другим тренировкой в достижении собственного счастья, тогда счастье всех шести миллиардов людей, всех живых существ этого мира станет вашим собственным счастьем. Счастье всех богатых людей мира, власть всех самых влиятельных людей мира, радость всех самых просветлённых людей мира – всё станет вашим собственным счастьем.
Поэтому мы и говорили о Четырёх Безмерных состояниях души, где радость – тоже безмерна. То есть счастье и радость всего мира, всей вселенной становятся вашими собственными.
Я думаю, это очень важно. Ранее мы говорили, что жадность человека не имеет границ. Поэтому человек непрестанно продолжает стремиться к счастью, это его природа. Он подсознательно хочет заполучить счастье всей вселенной.
Но какой же правильный путь ведёт к этому? Заключается ли он в борьбе с другими, в подчинении себе других, в становлении правителем вселенной? Как мы уже говорили, это невозможно, это бесплодная фантазия. Но человек из-за непонимания продолжает совершать ошибки.
Такое заблуждающееся существо в буддизме называют Марой (Дьяволом). Мара находится на самом верху шести миров страстей, куда входит и мир людей. Он имеет желание править всем миром. Но из-за ненависти к тем, кто, как ему кажется, угрожает его господству, он начинает мешать им. Однако и он сам не может избежать старости, болезней и смерти. Говорится, что в итоге он падает в ад, будучи не способным подчинить себе всё.
Но с точки зрения Будды даже Мара – всего лишь невежественное существо. Существует ли Мара в реальности или нет – это вопрос веры. Но можно понять, что буддийский взгляд на мир имеет влияние мира людей. И то, что сейчас происходит постепенное разрушение системы средневосточной диктатуры и где-то периодически свергают правительство – очень похоже на ситуацию с Марой.
Но есть ли правильный путь для обретения всего счастья вселенной, который отличается от ошибочного и невежественного пути Мары? Я думаю, это путь развития Четырёх Безмерных состояний души, сознания будды. Чтобы обрести счастье всей вселенной, не нужно отнимать его у других, нужно делать счастье других своим счастьем, своей радостью. Именно так следует преобразовать собственное сознание. И Будда – тот, кто достиг в этом просветления.
И Будда, и Мара желают обрести счастье всей вселенной. В этом они одинаковы. Однако Мара из-за невежества остаётся с пустыми руками, он выбирает путь, где и он, и другие становятся несчастными. А Будда проповедует путь, где и он, и другие обретают счастье, где все люди становятся счастливыми счастьем всей вселенной.
Так что, и об этом уже говорилось, страдания от зависти тоже являются плёткой любви, испытанием, которое дают нам будды и божества, чтобы увести нас с ошибочного пути и привести правильный путь обретения вселенского счастья. В этих страданиях таится возможность увидеть путь к настоящему счастью, свободному от зависти.
Но, на самом деле, не так легко изменить своё сознание и характер, чтобы суметь принять и почувствовать счастье других как собственное, преодолев зависть. Это не дело одного дня. Если бы был человек, который за один день смог бы обрести всё вселенское счастье, то я и сам бы пошёл к нему в ученики, ведь этот человек был бы наивысшим спасителем, уровнем даже выше Будды или Христа.
В буддизме говорится, что нужно просто непрестанно, день за днём продолжать прикладывать все свои возможные усилия. Как говорится, «Рим не за один день был построен», или «Поспешишь – людей насмешишь». Хорошо это или плохо, однако нет особой ценности в том, чего можно достичь моментально.
Итак, поговорим о конкретной практике. Во-первых, внимательно изучите то, что написано в этих статьях. Во-вторых, исследуйте, рассмотрите логику этого учения, а не просто принимайте его на веру, глубоко не рассмотрев. Пусть даже пока такое состояние души не свойственно вам, сначала поймите умом, каков путь к подлинному счастью. В-третьих, продолжайте овладевать этим учением, медитируйте и изменяйте своё сознание.
Таков трёхступенчатый процесс обретения мудрости: изучение учения, размышление, медитация.
В дополнение, могут быть полезны эзотерические и йогические методы ослабления мирских желаний:
1) техническая практика для физического тела и пранаямы;
2) различные медитации, включая работу с образами;
3) энергетические практики для контроля физической энергии, непосредственно связанной с мирскими желаниями;
4) посещение святых мест.

Подведём итоги вышесказанному.
- по-настоящему мы ослабляем собственные страдания тогда, когда начинаем их использовать для устранения страданий других;
- человек по-настоящему становится счастливым тогда, когда делает счастье других своим собственным счастьем.

Поднявшись над завистью, часть 3
В этот раз мы поговорим о том, что для преодоления зависти, прежде всего, нужно заметить, что объект нашей зависти на самом деле не так счастлив, как нам кажется, и у него тоже очень много страданий.
Изучая буддизм, мы обнаруживаем одно качество человеческого сознания: желания человека не имеют предела, и когда он что-то получает, ему начинает хотеться ещё больше и он не может получить полного удовлетворения. Чем больше получаешь, тем больше появляется возможностей это потерять, а в связи с этим – страх потери и страдания от попыток защитить (вражда и т.п). Но человек не может одержать победу над всем. Есть непобедимые враги старости, болезней и смерти. И в конечном итоге человек теряет всё.
Представьте, что вы занимаете место объекта вашей зависти, существование которого, как вам кажется, мешает вашему собственному счастью. На самом деле, вы не сможете удовлетвориться этим, у вас будет увеличиваться жадность, желание получить всё больше и больше. И ваша зависть не пройдёт, вы начнёте завидовать тем, кому, как вам кажется, ещё лучше, кто ещё выше. Чем больше мы получаем, тем больше увеличиваются наши страдания и трудности.
В этом смысле, люди, которым вы завидуете, не счастливее вас. Напротив, в чём-то у них даже больше страданий. Если вы и поднялись над другими, победили их, но у вас нет любви и сострадания, то ваше счастье не будет намного отличаться от тех, кто не поднялся и не победил.
У людей, лишённых любви и сострадания, нет большой разницы в счастье. Они – одного поля ягоды на ладони Будды. Поймите, что путь к подлинному счастью – не в зависти к счастью других, а в радости этому счастью как своему собственному, и в помощи им. В буддизме принесение другим радости и счастья называется любовью. А радость счастью других как своему собственному – сорадованием.
Немного углубим этот момент. Подумаем о двух путях обретения всего счастья. Говорится, что жадность людей не имеет пределов. В этом смысле у человека есть желание испытать беспредельное счастье. Для обретения всего счастья есть два пути: путь Будды и путь Мары.
Путь Будды – обретение всего счастья путём просветления, то есть развития сознания, которое радуется счастью других и испытывает его как своё собственное. А путь Мары – победить всех, занять положение выше всех, управлять всеми и завладеть счастьем всех. Однако путь Мары (Дьявола) в действительности не приводит к достижению всего счастья. Путь Мары невежественный и саморазрушительный.
Нет в этом мире ни одного человека, который мог бы управлять всем этим миром. Даже Иисус, и Будда, придя на эту землю, не могли сделать всех людей своими верующими. Это недоступно и президенту Америки. Невозможно взять под своё господство даже эту землю. Что же говорить о всей вселенной!
Также никто не может победить смерть. У всех живых существ, включая Мару, есть отведённый срок жизни. Со старостью все дряхлеют, а со смертью теряют всё. И из-за плохой кармы прежней жизни, как говорится, Мара отправляется в ад.
Также поскольку у Мары сильно желание господства и зависть, он боится тех, кто угрожает его власти и положению, и чинит им препятствия. Когда Иисус и Будда достигали просветления, Мара им тоже мешал. Он боялся величия их заслуг, боялся, что они захотят занять его положение. На пути соперничества с другими бывают и победы, и поражения, а если постоянно бороться, то не испытать настоящего счастья.
Вы люди умные и должны заметить, что и Мара, и Будда присутствуют внутри сознания каждого из нас. В Мару или Будду как духовных существ, живущих вне нас, можно верить или не верить. Однако очень важно осознавать, что внутри каждого из нас находятся аллегорические Мара и Будда. И Мара, даже обретя временное господство над другими, непременно падает и сам себя разрушает.
Поэтому если в природе каждого человека есть это желание беспредельного счастья, нужно просто выбрать правильный путь к нему. Будда, обладатель мудрости, делает счастье других своим счастьем и обретает всё счастье этого мира. А Мара, находясь в невежестве, стремится отобрать счастье у других, подчинить себе других и тем самым испытать счастье. Но он в итоге остаётся ни с чем и деградирует. Так, мы можем сделать вывод, что по-настоящему счастливым можно стать, получая радость от чужого счастья как от своего собственного.
Задумаемся ещё глубже. Бывает, что об объекте зависти возникают мысли, что если бы его не было, мы бы стали счастливы. Но взгляните на ситуацию под другим углом зрения: именно благодаря таким людям мы обретаем много благ.
Например, если мы участвуем в соревновании и у нас есть выдающиеся соперники, то благодаря им мы можем отшлифовать своё собственное мастерство и прикладывать больше усилий, нежели в том случае, если бы таких противников не было. Если бы в нашей жизни не встречалось более выдающихся, чем мы, людей, то мы бы начали иллюзорно полагать, что мы самые лучшие, загордились бы и, в конечном итоге, стали бы очень несчастны.
Объекты нашей зависти поддерживают существование всего в целом, включая и нас самих. Мы им завидуем, но если бы их не было, у нас тоже могли быть проблемы. Ведь попробуйте встать на их место – возможно, вас испугает такая ответственность. Я уже раньше говорил, что к зависти больше склонны избалованные и ленивые люди. Наша собственная лень создаёт объекты зависти, поэтому нам самим надо прикладывать усилия, и надо понять, лень не сделает нас счастливыми. Так что страдания от зависти – это божественное послание нам.
Далее, своего успеха и счастья объект нашей зависти достиг не одними лишь своими усилиями. На самом деле, к его успеху причастны и мы. Нет ни одного человека в этом мире, который мог бы прожить один. Поэтому счастье, успех, радость, рост каждого человека зависят от других людей и других живых существ. Так что нельзя сказать, что мы никак не причастны к счастью других. Ведь мы тоже жители этой земли, поэтому счастье и успехи других можно считать и нашими собственными победами.
Даже если в соревновании мы и проиграли, победители одержали победу благодаря оттачиванию своего мастерства, соревнуясь с нами, поэтому их победа – общее достижение. Мы вносим свой вклад в победы других. Подобные размышления устраняют зависть и приносят понимание, что счастье других – результат общих усилий, включая и наши, и сможем испытать радость.
Объекты нашей зависти и нашего гнева – на самом деле являются объектами для нашей благодарности.
А как быть с гневом в отношении людей, которые делают что-то плохое? Их тоже можно поблагодарить, ведь они ясно показывают нам, как нельзя поступать. И объекты зависти, и объекты ненависти делают для нас много хорошего, они наши помощники, и мы должны быть им благодарны.
Будучи благодарными, мы можем разделять с другими их страдания и радости. Когда кто-то совершает плохой поступок и затем от него страдает, мы можем думать, что благодаря этому человеку мы можем наблюдать наши собственные подсознательные плохие поступки и страдания, и стараться помочь ему.
То же можно сказать о хороших поступках, успехе и счастье других людей. Следует заметить, что они связаны с нашими собственными хорошими поступками, успехом и счастьем, и порадоваться этому. Следует помогать другим в увеличении их счастья, что будет увеличивать и радость других, и собственную радость.

Comments