?

Log in

Damma

diamondken in krug_sveta

Жить с любовью в обществе конкуренции.

Глава 4. Правильная молитва – та, которая выше
жадности и лени
А сейчас давайте поразмышляем, что такое правильная молитва (просьба). Я думаю, что это молитва, в которой нет жадности и лени.
Прежде всего, чтобы молиться без жадности, нужно обладать чувством меры и понимать, что всё необходимое нам уже дано. И если нам хочется больше, чем нам необходимо, то надо понимать, что объективно это может быть отниманием у других.
Это касается и денег, и работы, и положения, и власти. Обретение их связано с отниманием у других. Прося о них, нужно иметь желание делиться. В человеке много жадности и мало духа жертвенности, мало благодарности, но много неудовлетворённости. Поэтому важно самому понять, почему я чего-то хочу.

В отличие от жадных молитв (просьб), есть молитвы альтруистичные. Нужно подумать о том, насколько в наших молитвах есть желание принести пользу другим. И понимая, что будда желает, чтобы все существа пробудили в себе дух альтруизма, нужно совершать молитву, полную альтруизма.
Хотя, конечно, молитва человека имеет часть выгоды для себя. Поэтому, понимая это, нужно стараться включить в неё как можно больше альтруистичных элементов. Например: «Благодаря тому, что я получу это, я смогу вот что сделать для других» и т.п. То есть это молитва, которая обращена на пользу и себе, и другим.
Не знаю, будет ли это хорошим примером или нет, но однажды Сётоку Тайси был вынужден бороться с врагами, которые желали уничтожить буддийское учение – с Мононодэ и Сога. И перед битвой Сётоку Тайси помолился буддийскому богу, королю Небес Четырёх Правителей, о том, что если он одержит победу – непременно будет широко распространять буддизм.
Сомнения в том, хороший ли это пример, у меня есть потому, что победа в войне означает отнятие жизней других живых существ. Но в то время Тайси, будучи молодым, вынужден был сражаться, однако он поклялся, что в случае победы будет прикладывать усилия к распространению буддизма, где разъясняются заповеди не-убийства и ненасилия. И это было своего рода искуплением его грехов.
Теперь о молитве, превосходящей лень. Бывают случаи, когда человек молится богам и буддам о чём-то, чего он мог бы достичь и сам, если бы прилагал усилия, но ему хочется получить это без труда. Но будды и божества, полные мудрости, любви и сострадания, не желают, чтобы человек сразу без усилий получил счастье, а затем из-за лени деградировал.
На самом деле, если в этом мире кто-то лёгкими путями становится счастливым, одновременно с этим какие-то другие люди берут на себя ношу. Всем хочется без труда стать счастливым, однако мир устроен так, что если никто не будет прилагать усилий, никто и не станет счастливым. Поэтому если молишься буддам или божествам, необходимо проверить себя, достаточные ли прилагаешь усилия. Нужно «ждать у моря погоды», прикладывая все свои силы.
Однако не следует форсировать события и суетиться, это не даст хорошего результата. Будды и божества очень милосердны и хорошо понимают, что мы ленивы и что нашим усилиям есть предел. И понимая это, они нас не оставят.
Поэтому следует делать всё возможное и насколько возможно преодолевать свою лень. Иначе говоря, нужно делать ещё хотя бы один, хотя бы два шага вперёд, и хотя бы понемногу превосходить свою лень. И это нужно делать непрестанно.

Глава 5. Объединение молитв о мирском счастье и
просветлении
Если таким образом размышлять о правильной молитве к богам и буддам, то станет понятно, что, в общем-то, молитвы о мирском счастье и о просветлении нераздельно связаны. Это справедливо не только по отношению к буддийской практике, но и к бизнесу, и к боевым искусствам, и ко многому другому. И раньше и сейчас, и на востоке и на западе, люди из различных областей говорят, что наивысшее состояние для исполнения желаний – это беспристрастность, состояние «не-я».
Когда желаешь чего-то получить и излишне к этому привязан, то останешься с пустыми руками. Но именно состояние беспристрастия и отсутствия эгоизма позволяет быстрейшим путём достичь цели.
Если человек, в стремлении к счастью, жаден и требователен, это отнимет у него удачу. Но, как говорится, «В смеющиеся ворота входит благосостояние». А это означает, что лёгкий душой, светлый человек привлекает к себе удачу.
Счастье достигается не одними личными усилиями человека, но к нему причастны и окружающие люди. Поэтому жадный человек, собирающий вокруг себя таких же жадных людей, будет находиться в атмосфере скупости, борьбы и соперничества. А щедрый человек, находясь в окружении таких же щедрых людей, будет пребывать в атмосфере взаимного сотрудничества и помощи, и ему повезёт быстрее. К спокойному, светлому человеку легче приходит вдохновение, что помогает ему найти путь к счастью.
А если так, то в стремлении к счастью нужно не жадничать и не требовать его, а молиться богам и буддам об освобождении от жадности и просить только о действительно, по-настоящему необходимом для вас счастье и чтобы оно могло помочь другим.
Более конкретно:
- заметить, насколько вы уже сейчас счастливы, и поблагодарить в молитве будд и богов за это;
- обещать богам и буддам, что и впредь будете освобождать свою душу от жадности и просить о покровительстве и помощи в этом;
- молить об исполнении желания только действительно в самом необходимом случае.
Всё это поможет сделать молитву свободной от жадности и лени.

Глава 6. Молитва бодхисаттве Авалокитешваре,
который держит в руках кристалл исполнения
желаний и Колесо Закона
Таким образом, мирское счастье и очищение души (просветление) взаимосвязаны. Есть изображение бодхисаттвы Авалокитешвары, где он в одной руке держит кристалл исполнения желаний, который символизирует силу учения будд, способную помогать в мирском счастье, а в другой руке – Колесо Закона, символизирующее разрушение мирских желаний и обретение просветления. Именно такой будда является подходящим объектом для правильной молитвы, сочетающей в себе мирское счастье и счастье просветления.


*** Дополнительный материал. Из статей по буддизму

Жить с любовью в обществе конкуренции
В современном обществе конкуренция между людьми становится всё более сильной, и кажется, что люди живут по принципу «сильный пожирает слабого». Как же жить в таком обществе, сохраняя любовь ко всем людям, важность которой проповедуется в буддизме? Вот об этом и хотелось бы сейчас поразмышлять.
Изначальная цель конкуренции и соревнований при капитализме заключается вовсе не в том, чтобы отрицать равную ценность всех людей и полагать, что победивший человек становится счастливым, и он ценен, а проигравший – несчастен и не имеет ценности.
Думаю, они являются только средством для отшлифовки своих способностей и подъёме уровня всего общества в целом. Например, в экономическом соревновании действительно создаётся разница между богатыми и бедными, однако по сравнению с отсутствием экономического соревнования, благосостояние общества в целом улучшается, и это положительный момент.
То же самое, например, в спорте. Если не будет соревнований, то уровень мастерства в целом не будет повышаться, и это очевидно.
Таким образом, соревнования изначально нужны для того, чтобы помогать друг другу повышать уровень и делать всех в целом более счастливыми. То есть это средство для развития любви и сострадания ко всем. Однако в процессе соперничества зачастую возникает тенденция положительно относиться только к победителям и признавать их ценность, и отрицательно относиться к проигравшим.
Это само собой разумеющийся факт – победители могут быть, только если есть проигравшие, а проигравшие могут быть, только если есть победители. То есть и победители, и проигравшие существуют во взаимосвязи и поддерживают друг друга своим существованием. В буддизме такой процесс называется «законом взаимозависимого возникновения».
Победитель победил не только лишь благодаря своим силам, к его победе причастны многие люди, в том числе и проигравшие, в соревновании с которыми он мог оттачивать своё мастерство. Поэтому нужно быть благодарным всем, в том числе и проигравшим.
Но ведь и проигравшие тоже в процессе соревнования могли отточить своё мастерство, и в целом общий уровень поднялся. Так что победителями на самом деле являются все, и нужно не терять здоровое ощущение собственной ценности.
Если победители думают, что одержали победу лишь благодаря своим собственным способностям, то они впадают в гордость и начинают видеть вещи в нереальном свете. Если они не благодарны и не любят тех, кто их победу поддерживал, они начинают постепенно ослаблять свои усилия, перестают получать поддержку других и в будущем приходят к падению.
Современное японское общество конкуренции таково, что проигрывающие в соревновании теряют смысл собственного существования и перестают участвовать в соревновании, что становится большой проблемой.
А также люди впадают в депрессию, закрываются дома и т.п. Причин тому много, но можно говорить, что победившие возносятся над проигравшими и разрушают их, далее соревнований становится всё меньше, общее благосостояние в целом понижается, что приводит к понижению и уровня победителей.
Но я думаю, что и проигравшие имеют возможность поменять свой образ мыслей, увидеть свою ценность и в будущем открыть путь к победе. Например, проигравшие, в отличие от победителей, из своего собственного опыта могут понимать настроение других проигравших и могут им помочь. Именно в этом победители слабы, ведь у них нет собственного опыта проигрышей.
В буддизме это называется практикой сострадания. То есть печалиться страданиям других как своим собственным и устранять их. Собственные страдания помогают в понимании и устранении страданий других.
Также для проигравших есть способ помогать победителям, тем, кто обладает более выдающимися способностями, чем они. И благодаря поддержке таких людей можно придти к счастью.
В буддизме это называется практикой похвалы. Это практика радости заслугам, талантам, достоинствам и счастью других как своим собственным. Если человек радуется не только своим собственным радостям, но может делать своей радостью радости множества других людей, то он избавиться от соперничества с другими и обретёт величайшую радость.
Такая практика легче даётся именно проигравшим, тем, кто занимает более низкое положение (при условии, что они продолжают прикладывать усилия), однако победителям и тем, кто выше, такая практика даётся сложнее, хотя и не невозможна. В этом смысле проигравшие и те, кто ниже, могут по-настоящему помочь таким же проигравшим и испытать счастье, поддерживая победителей. И в этом заключается их роль.
В буддизме махаяны говорится, что все люди имеют возможность в будущем стать буддами, и все они имеют равную ценность. Такой образ мыслей действенен для преодоления сравнений «кто выше-кто ниже».
Различия между людьми – ситуация не вечная, абсолютно хороших и абсолютно плохих людей не бывает, равно как не бывает однозначных победителей и проигравших. На обратной стороне проигрышей находятся победы, на обратной стороне побед – проигрыши.
Но обычно люди захвачены поверхностными оценками, ошибочно полагают, что кто-то хороший, а кто-то плохой, иногда на кого-то смотрят сверху вниз, а иногда страдают от ненависти к самому себе.
Реальность же такова, что победители и проигравшие оказывают поддержку друг другу, они взаимозависимы и находятся в ситуации взаимной поддержки. И благодаря существованию победителей и проигравших развивается и выигрывает всё общество в целом. Отличаются лишь роли, исполняемы каждым отдельным человеком, но все они одинаково ценны по своей сути.

Поднявшись над завистью, часть 1
А сейчас, основываясь на буддийском учении, поговорим о том, как преодолеть страдания от зависти. В современном обществе конкуренции люди привыкли сравнивать себя с другими и определять, кто выше, а кто ниже. А также сильно чувство зависти.
Я думаю, у каждого человека порой возникает зависть при виде людей, которые кажутся более счастливыми, чем он. Но при более глубоком размышлении становится понятно, что люди «смотрят в сад соседа» из-за того, что не замечают того пути к счастью, который им уже дан. Люди же, умеющие сосредоточиться на своём собственном пути, не склонны завидовать другим.
Одна причин невозможности сосредоточиться на этом пути, заключается в захваченности человека некими фиксированными представлениями о счастье и успехе. В таком состоянии он теряет из виду свой индивидуальный путь к счастью и успеху. Ему кажется, что счастье должно быть вот таким, а успех вот таким. Он привязывается к общепринятым представлениям и чужим примерам и перестаёт видеть свой личный, не похожий ни на чей путь.
Парадоксально, но факт, что зачастую путь к собственному счастью проходит через собственные недостатки и слабые стороны. В обществе конкуренции счастьем считается лишь то, что обретается в победе над другими. Однако есть и другое счастье, счастье помощи другим и устранения их страданий.
В этом случае собственные недостатки и слабые стороны становятся источником счастья, а также есть ряд преимуществ перед победителями. Благодаря вашим слабостям и проигрышам вы легче будете понимать страдания таких же людей. А также вы сможете испытать счастье, помогая и прибегая к помощи более выдающихся людей, чем вы.
Среди моих знакомых одна женщина-певица страдала душевным заболеванием. И вот, она создала сообщество людей с таким же заболеванием, стала им помогать разрешать проблемы на основе своего опыта. Потом она в этом сообществе даже стала распространять записи своих концертов. Вот так, даже своё заболевание человек использовал для своей работы.
Или же нашумевшая недавно манга «Товарищи по депрессии». Там у одного человека вся семья была в депрессии, что затем помогло в его работе. Конечно, это своего рода исключительные случаи, но тут важно понять, что если прилагать усилия, то и свои недостатки можно преобразовать в достоинства, и на этом пути человека ждут многочисленные новые открытия.
Однако есть ещё одна причина зависти. Тут речь пойдёт о необходимости прилагать усилия. Зачастую как раз этого-то и не хочется делать, то есть фоном зависти является лень.
Поскольку человек хочет стать счастливым лёгкими путями, он не может прилагать усилия для достижения своего собственного счастья, но лишь с завистью смотрит на других. В особенности сильная зависть проявляется по отношению к тем, которые, как кажется, достигли счастья без особого труда. Но нужно понимать, что лёгким путём настоящего долговременного счастья обрести нельзя, и получается, что вы завидуете людям, которые на самом деле недостойны зависти.
Что же делать? Во-первых, хорошо осознать, что счастье недостижимо лёгкими путями. Это понимание приходит при изучении различных источников и получении различного опыта. Однако нельзя сказать, что ленивые люди совсем не понимают, что лёгкое счастье недостижимо, часто им просто не хватает физической и душевной энергии, чтобы начать прилагать усилия. Из-за резких перепадов в настроении они не могут прилагать усилия долгое время.
Как же обрести столь необходимую душевную и физическую энергию? В буддизме говорится о накоплении заслуг. Вкратце, заслугой становится совершение хороших поступков.
Когда мы совершаем хорошие поступки, на душе становится светло, легко и тепло. Когда же плохие – становится темно, тяжело и холодно. Думаю, вы это знаете и из своего собственного опыта. И это доказывает, что хорошие дела усиливают энергию, а плохие её ослабляют.
Какие же поступки хорошие? В буддизме говорится о различных видах жертвования и соблюдении заповедей. Даже для человека со слабой энергией, у которого плохо с работой и нет денег, есть много возможностей накопить заслуги. Они могут, например, заниматься каким-нибудь небольшим бескорыстным служением. А также можно накапливать заслуги, говоря хорошие слова, хваля и выражая благодарность другим, пресекая злословие и т.п.
Также физическую и духовную энергию можно усилить с помощью практик йоги, занимаясь асанами и пранаямами. Это улучшит поток энергии в теле, наполнит его праной, укрепит и очистит физически и духовно. Можно выбрать несколько несложных практик и регулярно ими заниматься.
Важно также правильно питаться. Если пища хорошо переваривается, то физическая и духовная энергия улучшаются. Однако и в этом вопросе существует множество различных школ и исследований на тему, какая пища лучше, а какая хуже. Так что если уж очень сильно погрузиться в это, можно совсем запутаться. Поэтому тут важно избегать фанатизма.
Также энергия взаимосвязана с окружающим пространством. Поэтому важно убираться в комнате, хорошо её проветривать. В фен-шуе говорится, что когда в доме убрано и хороший воздух – то это привлекает в дом счастье.
Тибетский буддизм тоже говорит о необходимости поддерживать чистоту в комнате. Хорошо, если в комнате есть алтарь, а свой дом вы рассматриваете как место для духовной практики.
Хороший результат приносит и практика в святых местах. В «Круге Света» для очищения пространства и усиления энергии мы также используем религиозные эзотерические предметы, древние камни, поющие чаши и т.п. И в каждом нашем филиале мы стараемся поддержать святую и чистую атмосферу.
Очень важно быть внимательным, с какими людьми мы общаемся, с кем мы дружим. Будда Шакьямуни говорил: «Общайтесь с хорошими друзьями!» и проповедовал об обретении прибежища в буддийской сангхе (общине практикующих монахов). Поэтому очень благоприятна поддержка и помощь людей, которые ежедневно накапливают заслуги, занимаются духовной практикой и поддерживают высокий уровень энергии.
Мы начали с темы зависти, однако в процессе размышления на эту тему, пришли к рассмотрению вопроса важности накопления энергии, что помогает прикладывать усилия. В следующей статье мы опять поговорим о преодолении зависти, особенно о «бесконечной радости», части сознания будды. Это учение будет о том, как обрести всё счастье в этом мире.

Comments