?

Log in

Damma

diamondken in krug_sveta

Жить с любовью в обществе конкуренции.

Часть 4. Священный символ круга света

Глава 1. Небесная мандала радужного круга света
Когда мы с нашей общиной совершаем паломничества по святым землям, то часто видим радужный круг света вокруг солнца. И сейчас мне хотелось бы рассказать о нашей трактовке этого символа.

1) Символ различных учений
Прежде всего, это символ учения о круге, недвойственного учения. Это круг света мудрости, разгоняющий тьму невежества.
Также это символ Колеса Закона, то есть будды и его учения. Ведь даже по форме радуга вокруг солнца похожа на Дхарма-чакру (Колесо Закона).
Ещё это символ единой недвойственной истины. Это означает, что всё в этом мире проявляется, разделяясь на два полюса: мужское и женское начало, огонь и вода, ян и инь – но, по сути, они едины.

Здесь солнце указывает на свет, ян, мужское начало, искусные средства. А радуга – указывает на воду, инь, женское начало и мудрость. Круг радуги вокруг солнца указывает на единство этих двух начал (и сама радуга – это объединение огня и воды).
Также это символ недвойственного учения трёх колесниц буддизма. Во-первых, солнце – это будда Махавайрочана, основа всего сущего. Во-вторых, радуга – взаимосвязь всего сущего, единство всего. В-третьих, круг – круговорот всего сущего в пространстве и времени.

2) Символ вселенной
Солнце – символ Большого взрыва, начала вселенной. И внутренняя часть солнца, и Большой взрыв соответствуют описанным и в Библии, и в даосизме начальному состоянию вселенной, Хаосу. Это состояние, когда в результате ядерного синтеза водорода появляется гелий, а затем возникает затуманенное пространство, где происходит расщепление атомного ядра и электрона. Также солнце – это будда Махавайрочана, который в японском буддизме занимает место первоосновы, источника вселенной.
Круг радуги символизирует разнообразие цветов и форм вселенной, возникших благодаря атомам и свету. Круг в буддийских мандалах и дзен-буддизме означает вселенную. А радуга – различных живых существ, которых породили вода и свет.

3) Символ гармонии и мира
В Библии говорится, что после вселенского потопа Бог обещал Ною, что он больше не уничтожит всё человечество. И символом этого договора в библейской культуре является радуга. Строго говоря, это означает приход времени, когда закончится расчёт по плохой карме (то есть прекратятся стихийные бедствия, вызванные невежеством), и наступит счастье. Это начало, провозвестник эпохи счастья.
Также радуга символизирует единство и объединение множества, её используют на флаге мира, против войны. Многочисленные цвета радуги имеют один источник происхождения – белый цвет. А белый цвет – символ мира, и все цвета радуги находятся в единстве, и между ними нет границ.

4) Радуга и круг – символ освобождения от несчастий
от воды, вызванных северо-восточным землетрясением
-катастрофой и глобальным потеплением
Землетрясение в северо-восточной Японии было стихийным бедствием с главными разрушениями от воды в виде цунами. Также авария на атомной электростанции, выброс радиации и приостановка выработки атомной электроэнергии повлекли за собой ухудшение в ситуации с глобальным потеплением. Есть опасность, что это потепление повлечёт за собой резкое повышение уровня моря, что равнозначно стихийному бедствию от воды, Ноеву потопу XXI века.
Основополагающим духом, который позволил бы превзойти водные стихийные бедствия от современной цивилизации, была бы идея круга, что означает отказ от погружения в сиюминутные удовольствия и комфорт и придание серьёзного значения долговременному счастью.
В этот раз после землетрясения и цунами, специалисты, которые работали по устранению последствий катастрофы, в один голос оправдывались следующим образом. Хотя в истории Японии и других стран были случаи сильнейших землетрясений, масштаб которых превосходил нынешнее, и было понятно, что если такого рода землетрясение снова случится в Японии, нынешние средства защиты не подойдут, однако то, что это всё же случится, они не могли представить. Прибрежные города, таким образом, находились в опасном состоянии, хотя и была возведена стена от моря высотой 10 метров. Однако этого было недостаточно и нужно было бы пересмотреть планы по реконструкции. Но они, видимо, опасались излишнего общественного влияния.
Поэтому нельзя перекладывать всю ответственность за эту проблему только на плечи специалистов или правительства. То, что масштаб землетрясения может быть более значительным, и то, что средства защиты от него несовершенны, при простом исследовании этого вопроса могло стать понятным и профессионалу, и непрофессионалу.
И удобный прибрежный город продолжали использовать для разных целей (в том числе и для военно-морских) в условиях развивающейся современной цивилизации. Тут нужно признать, что ответственность за случившееся лежит на всём обществе в целом. Я ни коим образом не критикую пострадавших и жертв этой катастрофы, я просто хочу подчеркнуть тот факт, что нынешняя проблема – общий итог системы ценностей и сознания всех: правительства, профессионалов и простых жителей.
Опять же, масштаб цунами и авария на атомной станции произошли сверх ожидания. Но даже если после нынешней катастрофы будут приняты новые меры в отношении огромных цунами, видимо, и они не смогут быть вполне достаточными. Согласно анализу профессионалов, авария с выбросом радиации может произойти в различных других случаях. Например, в результате террора, или войны или в каком-то другом случае. И от всего не застрахуешься. Также до сих пор остаётся проблема с местом для радиоактивных отходов, которое ещё не обеспечено.
В этом смысле, зависимость от атомной электроэнергии велика. По сравнению с безопасной природной энергией, атомная дешевле и её можно производить в больших количествах. И здесь тоже нельзя всё списывать на ошибки или заговор профессионалов или правительства. Это выбор и ответственность всего общества в целом.
Если прекратить использовать производство атомной энергии, то придётся значительно сокращать расходы энергии и использовать достаточно дорогие виды другой энергии. Специалисты подсчитали, что в этом случае качество жизни ухудшится на 30 процентов. Станет менее комфортно жить. И, видимо, общество не сможет пойти на это. Поэтому вопрос с мерам в отношении производства энергии остаётся открытым.
В буддизме говорится, что в человеческом сознании есть такая сущностная тенденция, как стремление к сиюминутной, поверхностной выгоде, удобству и пользе. Однако при этом теряется настоящее и долговременное счастье, польза и безопасность. Это называется невежеством. И это невежество считается корневым мирским желанием.
Для преодоления невежества нужна мудрость понимания учения круга.
Как уже говорилось, радуга была знаком божественного обета о том, что всё человечество не будет в будущем погублено из-за водной катастрофы. То есть это символ освобождения от водных стихийных бедствий. Бог обещал, что всё человечество не будет уничтожено, однако это не означает, что больше не будет происходить никаких стихийных бедствий.
Человечество пожинает плоды своего же творения, и можно предположить, что различные природные (а можно назвать и человеческие) стихийные бедствия будут увеличиваться. И мы в XXI веке, благодаря идее круга и практике на её основе, должны заблаговременно защититься от этих катастроф, приложив наилучшие свои усилия.

Глава 2. Эмблема организации.
Радужное колесо света закона
Мы уже говорили о том, что радуга вокруг солнца символизирует небесную мандалу, и в основе эмблемы нашей организации – буддийский знак Дхарма-чакры (Колеса Закона), внутри и снаружи которой семь цветов радуги.

Глава 3. Небесная мандала и изображение
Будды Шакьямуни
На алтаре «Круга Света» вы можете видеть изображение Будды Шакьямуни, созданное на земле его рождения – в Непале. На заднем плане у Будды – солнечный свет и радужный круг света, а в руках перед собой он держит Колесо Закона.
Говорится, что Будда Шакьямуни был потомком солнечной династии. И если на этом изображении вместо Будды поместить солнце – то получится небесная мандала. Также мы уже говорили о том, что Шакьямуни имеет кармическую связь с небесными драконами, символом которых тоже является радуга. И это изображение наряду с тем, что символизирует Будду Шакьямуни, также символизирует Колесо Закона и единое с ним учение будд.

Глава 4. Древнее изображение бодхисаттвы Майтрейи
Эта древняя скульптура времён Сётоку Тайси считается духовным воплощением центрального учения трёх будд. А именно, символом бескрайних любви и сострадания, безграничного пространства и священной мудрости, которые превосходят различение «я-другие», «добро-зло», «страдания-радости».
Конечно, это можно сказать не только об изображении бодхисаттвы Майтрейи, но и обо всех трёх буддах, включая Шакьямуни и Авалокитешвару. Но данное древнее изображение Майтрейи очень уважал и почитал Сётоку Тайси, и его самого называют отцом японского буддизма, японским Шакьямуни и японским Авалокитешварой.

Глава 5. Авалокитешвара с чинтамани-чакрой,
имеющий отношение к Сётоку Тайси
Есть ещё одно кармически связанное с «Кругом Света» и Сётоку Тайси изображение божества – это Авалокитешвара, держащий шар исполнения желаний (санскр. чинтамани-чакру), в храме Сэйганто.
Авалокитешвара – это тоже «будда круга», в одной руке держащий шар исполнения желаний, а в другой – Колесо Закона. Именно воплощением этого Авалокитешвары считается Сётоку Тайси. Интересно, что одновременно с этим он и проповедовал идеи гармонии и круга.
Такой Авалокитешвара – классический пример божества, исполняющего мирское счастье. И кристальный шар в его руке – как раз для этих целей. А Колесо Закона символизирует разрушение мирских желаний посредством учения Будды, то есть оно – для целей просветления. Но мирское счастье он исполняет только то, о котором просят в правильной молитве.
Такая молитва должна сопровождаться желанием очищения души, и в этом смысле молитва для просветления и молитва для мирского счастья по сути оказываются едиными.
По моему опыту, энергетическое состояние в храмах, где находится древнее изображение Майтреи, и в этом храме с Авалокитешварой, очень похожи.

Глава 6. Круговая мандала будд и божеств
На этой мандале изображены будды и божества, включая главных трёх будд, которые имеют глубокую кармическую связь с ««Кругом Света»». В центре – Будда Шакьямуни, а вокруг – ещё 12 будд и божеств. Она соответствует небесной мандале, когда вокруг солнца образуется радужный круг света.
Каждый из этих божеств на мандале изображён не сам по себе, но они заключены в круг, образуя единство. Это тоже символизирует буддийскую систему «Круга Света», единую и с индийским буддизмом, и с японским буддизмом (слева – будды и божества, вера в которых есть в японском буддизме, справа – будды и божества индийского и тибетского буддизма).

Глава 7. Божественный столп с Колесом Закона
Этот Божественный столп на Колесе Закона в нашей общине является символом недвойственного взгляда на мир. Конкретно это можно выразить следующим образом.

1) Символ мудрости и искусных средств и их
объединения в буддизме
Круг внизу столпа символизирует женское начало, то есть мудрость, которая является просветлением пустоты. А сам столп олицетворяет мужское начало, то есть искусные средства альтруизма (заслуг) для обретения этой мудрости. И оба они находятся в единстве.
Это их единство означает, что когда у человека углубляется мудрость, то легче вести и практику искусных средств. А когда углубляется практика искусных средств, то увеличивается и мудрость. И когда мудрость и искусные средства сливаются воедино, достигается состояние будды.
Основной способ практики искусных средств – 7 видов и 37 элементов освобождения, включая Восьмеричный святой путь, а также практика Шести совершенств и прибежище в Трёх драгоценностях, то есть будде, учении будды и практикующих монахах.

2) Символ принципа создания мира посредством
мужского и женского начал
В индуизме, а также в даосизме говорится, что этот мир был создан посредством мужского и женского начал, хотя оба этих начала едины по своей сути. Женское начало символизирует круг, а мужское начало – столп.

3) Символ единства времени и пространства вселенной
Изначально вселенная, образовавшаяся из одной точки в результате Большого взрыва, со временем расширилась в пространстве, подобно кругу. И этот столп с колесом как раз и символизируют их единство. Колесо здесь – олицетворяет землю и людей. А столп – связь земли и неба, их единую природу.

Глава 8. Четыре Божественных столпа как метод практики
В учении «Круга Света» одним из методов духовной практики является практика четырёх столпов. Это изучение учения, накопление заслуг, технические способы практики и посещение святых мест.
В такой Божественный столп заключено благопожелание: «Пусть будут счастливы существа всех четырёх сторон и восьми направлений, наполнившись мудростью, любовью и состраданием!» Это святое благопожелание имеет целью создать защиту во внутреннем мире человека, но нет речи об устранении внешних врагов.


Часть 5. Правильная молитва буддам и божествам

Глава 1. Страдания, существующие на обратной
стороне счастья от победы, и подлинное счастье
в буддийском учении
В буддизме говорится, что подлинным счастьем является достижение просветления будды. Это просветление стремятся достичь не только для своего собственного счастья, но ради счастья всех живых существ.
Говоря точнее, настоящее счастье возникает там, где перестаёт существовать разделение на свои и чужие счастье и несчастье, где стремишься сделать счастливыми всех живых существ и устранить их страдания. Именно эгоизм, эта болезнь души, при которой думаешь только о себе и о своём счастье, является корневой причиной всевозможных человеческих страданий.
А настрой души, при котором стремишься к собственному просветлению ради всеобщего счастья, называется душой бодхисаттвы, бодхичиттой. Решимость к достижению этого – «зарождением бодхичитты». Стремление сделать людей счастливыми и устранить их страдания называется святой любовью и святым состраданием.
В этом смысле счастье, о котором говорится в буддизме, отличается от счастья, к которому стремится большинство людей в современном обществе конкуренции, индивидуализма, материализма и денежной зависимости. Обычное счастье, к которому стремятся в современном обществе, заключается в том, чтобы стать выше других во всех отношениях, будь то деньги, противоположный пол, власть или слава. То есть это счастье за счёт победы над другими. А счастье, о котором говорится в буддизме, обретается благодаря любви к другим и помощи им.
В буддизме эгоистичное счастье не считают настоящим счастьем потому, что у желаний нет пределов и их невозможно полностью удовлетворить, поэтому на обратной стороне счастья от мирских желаний скрываются разнообразные страдания. Такие, как невозможность получить желаемое, потеря обретённого, соперничество и т.п. А в конце жизни приходят старение, болезни и смерть, и любой человек из категории победителей переходит в категорию проигравших. То есть счастье от побед во второй половине жизни значительно ослабевает.
С другой стороны, счастье от любви к другим и помощи другим, устранение страданий других, радость счастью других – возможно, и не такое возбуждающее, как счастье от побед, однако оно наполняет душу спокойствием, теплотой и душа становится широкой. И его не сопровождают страдания, а наоборот, эгоистичные желания ослабевают, и человек становится более сильным в отношении страданий.

Глава 2. Счастье в этом мире и личное счастье,
признаваемые в буддизме
Однако буддизм вовсе не отрицает мирское счастье, стремясь лишь к развитию бодхичитты, святой любви и сострадания. В качестве средств для их обретения необходимы некоторые виды личного счастья, включая и долгую жизнь. А чтобы вести других людей к просветлению, нужно достичь просветления самому.
Поэтому в буддизме говорится о трёх видах счастья, к которым стремятся посредством духовной практики:
- счастье в мирской жизни;
- собственное просветление;
- спасение всех живых существ (развитие бодхичитты, святой любви и сострадания).
Самая высокая мотивация для духовной практики – это спасение всех живых существ, но личное просветление и мирское счастье тоже важная часть процесса спасения живых существ, поэтому они признаются в буддизме.
Однако если личное счастье и просветление не связаны со спасением и счастьем всех живых существ, то даже при обретении личного счастья одновременно возникнут многие страдания, а личное просветление когда-то разрушится.

Глава 3. Бодхисаттва Авалокитешвара, помогающий
достичь мирского счастья в качестве первоочередного
искусного средства
Одно из самых известных божеств и спасителей, не только приводящих к просветлению, но и помогающих достичь мирского счастья – бодхисаттва Авалокитешвара.
Но Авалокитешвара не просто исполняет желания верующих в него. Потому что если просто помогать человеку исполнять желания, он может деградировать и погрузиться в страдания. Исполняющий таким образом желания – не будда, а дьявол.
Поэтому при обращении к Авалокитешваре об исполнении мирских желаний молитва должна быть правильной. Подумайте с точки зрения будды, что кто-то обращается к вам с мольбой: «Я хочу победить! Я хочу заработать денег!» и т.п. Для будды это слышится так: «Дайте мне счастья, даже если другие станут несчастными».
Если, желая победить или заработать денег, у вас при этом, как минимум, нет желания как-то помочь, вернуть благо другим людям, то получится, что будда, оказывая протекцию вам, тем самым принесёт проблемы другим.
Даже если сто человек будут желать победы и денег, практически это осуществить невозможно, даже посредством силы будды.
Поэтому когда вы молитесь, не стоит обращаться к будде с мольбой, которую невозможно осуществить. Вы останетесь с пустыми руками. Однако люди, как правило, молятся именно так. И это нужно внимательно пересмотреть.

Comments