?

Log in

Damma

diamondken in krug_sveta

Жить с любовью в обществе конкуренции.

Часть 3. Идея круга в «Круге Света», взращенная на японской земле

Глава 1. Происхождение названия организации –
«Круг Света»
Я повторю, название «Круг Света» и идеи гармонии и круга (круговорота) мы начали использовать не потому, что изучили идеологию Сётоку Тайси и историю эпохи Дзёмон.
Это возникло естественно, после того как наша группа стала проводить паломничества на природу, по японским святым землям, связанным с духовными личностями, буддами и богами. В этом смысле можно сказать, что идея «Круга Света» была рождена естественным образом самой японской землёй и культурой.
А потом уже она была связана с буддийским учением, которому мы и раньше придавали большое значение.
В буддизме есть символ будды и учения будды – Колесо Закона (Дхарма-чакра). А также последняя сутра индийского буддизма называется Тантра Колеса Времени (Калачакра-тантра), где говорится, что главный принцип вселенной – это круг времени (круговорот).

Вот такая предыстория тому, что в 2007 году была создана наша организация и ей дано название «Круг Света». Затем, уже в добавление к буддизму, многое совпало с даосской идеей круговорота инь и ян.
А идею круга и гармонии в известной «Конституции 17 статей» Сётоку Тайси, одинаковую с такой же идеей «Круга Света», я обнаружил лишь в этом году. Это произошло после 7 февраля, дня рождения Сётоку Тайси. Сейчас вспоминается, что, начиная с первого опыта круговой радуги вокруг солнца в 2002 году, иногда уже всё же возникали какие-то пересечения и с идеями Сётоку Тайси, и с культурой японской эпохи Дзёмон.
Это удивительно, что с древних времён эпохи Дзёмон и до нынешних дней, преодолевая время и пространство, в самой японской земле жива эта духовная энергия идеи гармонии и круга.

Глава 2. Опыт, который помог подняться над двойственным учением
А сейчас немного вернусь в прошлое. В июне 2006 года у меня был опыт, приведший к большому повороту в моей практике. На небе я увидел вокруг солнца несколько радуг. Этих радужных кругов света было семь штук.
А буквально перед этим я медитировал и получил очень важный для себя опыт. В течение нескольких лет до этого у меня был непростой период в практике. И вот в той медитации случилось одно озарение, прояснившее мою душу.
Это было начало осознания мною буддийского недвойственного учения, и круги радуги вокруг солнца имели глубокое символическое значение, ведь символ буддийского учения – это круг.
Этот круг – Колесо Закона, Дхарма-чакра. Начало проповеди учения Буддой Шакьямуни также называется Первый поворот Колеса Закона, и в своих начальных проповедях главным образом он разъяснял закон взаимозависимого возникновения (всё сущее в этом мире едино, ничто не существует обособлено от других, всё взаимосвязано, словно в круге).
Также в Индии есть сутра «Калачакра» («Сутра Колеса Времени»), которая считается последней сутрой индийского буддизма. В ней говорится, что основополагающий принцип вселенной – это круговорот, цикличное движение, круг времени. Удивительно, но день, когда я увидел семислойную радугу, совпал с таким же днём 9-летней давности, когда я впервые приступил к изучению этой сутры (это было 10 июня). В тот же день мой друг, находившийся в другом от меня месте, рассказал, что он видел радужное облако, очень напоминающее по форме будду Калачакры.
В июле 2002 года я увидел не просто радугу вокруг солнца, но внутри неё были прямые радуги, подобные спицам, что делало её похожей на Колесо Закона. В тот день я медитировал над буддийским учением о том, что страдания и радости – две стороны одной медали, что они взаимосвязаны, словно в круге.
С того времени мы трактуем радугу вокруг солнца как символ небесной мандалы, символ учения, проявляющегося на небе. И эмблемой нашей организации тоже стал радужный круг света вокруг солнца, объединённый с Колесом Закона.
В результате многолетних исследований учёный психолог и психиатр Карл Юнг пришёл к выводу, что внутренний мир человека, его душа и внешние явления совпадают, хотя это и кажется случайным. Он называл это «синхронизация». И у меня тоже бывает, что медитативный опыт совпадает с внешним явлением радуги и т.п. А также известны явления, обычно называющиеся «вещий сон». Всё это, видимо, тоже относится к явлениям «синхронизации».

Глава 3. Легенда Сётоку Тайси и связанные с ней видение и опыт в святых землях
В том же 2002 году, в октябре, у меня было видение, подобное откровению. Центром этого видения был круговорот священной энергии, внутри которого, подобно спице, находился чёрный столп Махакалы. Там же был буддийский учитель в красных одеждах, и цвет энергетического водоворота был тоже ярко-красным.
Спустя месяц я медитировал в пещере на горе Фудзи, и у меня был опыт, который словно синхронизировал с тем видением. Это была удивительная божественная радуга, которую сложно описать в словах, она поднималась подобно столпу с земли в небо. И в ней тоже особенно был сильным красный цвет.
Уже после я узнал, что место, где я получил этот опыт, удивительным образом совпало с местом, где, по легенде побывал Сётоку Тайси, тоже увидел радугу и назвал это место святым. В тех краях был храм, украшенный радугами, который назывался Храм Сётоку. Но об этом храме и этой легенде я узнал лишь пять лет спустя.
Потом я подумал, что учитель, одетый в красные одежды в моём сне, имеет отношение к Сётоку Тайси, как к воплощению бодхисаттвы Авалокитешвары. В эзотерических учениях Авалокитешвара считается воплощением будды Амитабы, цвет которого – красный. Поэтому монахи тибетского эзотерического буддизма, верящие в Амитабу и Авалокитешвару, носят красные одежды.

Глава 4. На развалинах эпохи Дзёмон, отправной точке идеи круга
После моего видения и опыта божественного столпа в святой земле, я посетил другие святые места, связанные с божественными столпами. Мы прошли ряд известных храмов, и неожиданно пришли к самому источнику японской идеи круга – развалинам эпохи Дзёмон.
Именно во время тех паломничеств я неожиданно стал ощущать кармическую связь с Сётоку Тайси. Это случилось после того, как один мой друг рассказал, что святые места, которые мы проходили, во многом совпали с теми местами, которые объезжал Сётоку Тайси на своём легендарном коне. После этого я приступил к исследованиям о Сётоку Тайси.

Глава 5. Встреча с изображением бодхисаттвы Майтрейи, имеющим отношение к Сётоку Тайси
Далее, в 2006 году у меня был следующий очень важный опыт, имеющий отношение к Сётоку Тайси. Я увидел скульптурное изображение бодхисаттвы Майтреи в осакском буддийском храме Корю, связанном с именем Тайси.
Это невыразимо словами, но в том пространстве Майтреи я почувствовал очень тонкую и глубокую мудрость, а также расширяющееся до пределов вселенной пространство любви и сострадания.
Моё впечатление от этого буддийского изображения было очень велико, однако тогда я ещё не знал, что оно тоже имеет отношение к Сётоку Тайси. Прекрасный образ Майтреи существовал для меня сам по себе.
Но однажды, когда я глядел на эту скульптуру, я ощутил, что в ней словно что-то присутствует. Хотя кто-то и назвал бы это зрительной галлюцинацией, но духовные люди или занимающиеся экстрасенсорикой наверное сказали бы, что я что-то увидел духовным зрением. Я ощутил, что в этой статуе заключена какая-то особая духовная энергия.
И с прошлого 2010 года я начал думать, что, наверное, это имеет какое-то отношение к Сётоку Тайси. Вера в Сётоку Тайси значительно распространена в Японии. Возможно, это потому, что и в былые времена люди испытывали много духовного опыта, связанного с его именем, так же, как это было у меня.
И вот, в марте 2011 года мы совершили паломничество в храм Татибана в Асуке, считающийся местом рождения Сётоку Тайси. В этом храме я получил похожий опыт, хотя он и немного отличался. В этом храме не было изображения Майтреи, в нём почитался бодхисаттва Авалокитешвара, воплощением которого считается Тайси. Так что эти два храма были связаны только именем этого святого.
И тут я ощутил, как во мне словно слились воедино эти два божества – Майтреи и Авалокитешвары. И ещё – Сётоку Тайси в Японии называют японским Буддой Шакьямуни, поэтому получается, что три главные божества «Круга Света» – Шакьямуни, Авалокитешвара и Майтрея чудесным образом также имеют отношение к Тайси.

Глава 6. Встреча с идеей равенства всех людей и секретным буддой из храма Дзенко
Есть ещё одно важное буддийское духовное изображение, имеющее глубокую кармическую связь с Сётоку Тайси. Это изображение считается самым древним, и очень известно в Японии. Оно находится в Нагано в храме Дзенко. Это секретный будда Амитаба.
В этом месте я не только испытал прекрасный мистический опыт, но и после его посещения понял идею равенства будды Амитабы. Дзенко – это храм, где говорится о равенстве мужчин и женщин и равенстве всех духовных школ. Он имеет кармическую связь не только с Сётоку Тайси, но и с буддийской школой Дзёдо, главная мантра которой «Нама Амидабуцу», и её основателем Синраном.
Синран проповедовал, что даже плохой человек будет спасён. Также Синран проповедовал, что у людей нет очень уж большой разницы в заслугах, и поэтому не брал себе никого в ученики. Также он верил в Сётоку Тайси как в воплощение Авалокитешвары. Это учение Синрана связано с учением Авалокитешвары в «Круге Света» том, что нужно равным образом уважительно относиться ко всем людям и живым существам.

Глава 7. Наступил 2011 год
И вот наступил 2011 год, когда я узнал, что и «Конституция 17 статей» Сётоку Тайси – это учение о гармонии, базирующееся на идею круга, как и в нашей общине. А также узнал, что источник японской культуры гармонии и круга, идёт вглубь веков, до эпохи Дзёмон.
И ещё очень интересное совпадение. О той удивительной радуге вокруг солнца, которую было видно в местечке Тенкава под Нарой и в Сува близ Нагано, писали в газетах, и в титульных названиях трёх статей это природное явление обозначили как «круг света». Раньше мне не доводилось видеть статей с таким названием.
В дальнейшем мы не раз посещали эти места и часто видели радуги.
Хотелось бы обратить внимание, что «круг» изначально означает не закон недвойственности (истину), а вселенную. В буддизме есть круглые изображения мандал, и они символизируют состояние истины и просветления, а также вселенную. В дзен-буддизме есть символ «энсо», и это тоже круг, рисуемый одним росчерком кисти, символизирующий просветление, истину, природу будды и вселенную.
Круг – это бесконечность в процессе круговорота. И всё сущее в этой вселенной едино, подобно кругу. Может быть, именно это и есть причина тому, что круг стал символом вселенной. Опыт в медитации, который я пережил у древнего изображения бодхисаттвы Майтрейи, можно выразить как осознание закона недвойственности, закона круга, любви и сострадания, простирающегося на всю бесконечную вселенную, и чувство единство со всей бесконечной вселенной. Иногда подобное расширение сознания называют вселенским сознанием. В этом состоянии превосходится сознание индивидуума, ложное эго. И круг – это природный, вселенским символ того, к чему человеческое сознание должно вернуться.

Глава 8. Подлинный японский дух и особенность японской культуры
Здесь хотелось бы немного рассказать о значении понятия «японский дух» и о том, какая ещё есть особенность в японской культуре. Когда в Японию извне приходит иностранная культура, то на японской земле она сливается с ранее существующей, и образуется нечто новое.

Глава 9. Японский дух в «Конституции 17 статей»
Сётоку Тайси
Как я уже говорил ранее, исторический поток от эпохи Дзёмон до времён правления Тайси, был эпохой гармонии и круга (общество равенства и мира, без войн). Однако, начиная с эпохи Яёи , началось влияние культуры с материка, и её особенность – различение «верхов» и «низов», то есть это культура власти государя и войн.
И в «Конституции 17 статей» Сётоку Тайси уже это прослеживается – с одной стороны, традиции японской островной нации эпохи Дзёмон, с другой стороны – культура власти государя и войн, пришедшая с материка.
Так, с одной стороны, в «Конституции 17 статей» Сётоку Тайси подчёркивается идея гармонии, круга и уважения мнения народа (например, в приведённых выше статьях 1, 10 и 17). Эта традиционная идея восходит ещё к эпохе Дзёмон.
А с другой стороны, во второй статье этой Конституции важное значение придаётся следованию Трём драгоценностям: «Велико почитание трёх драгоценностей – будды, закона и монахов. Они являются окончательным прибежищем существ четырёх рождений, конечной целью веры во всех странах. Некоторые люди плохи, их можно научить следовать закону. Но если они не прибегают к трём драгоценностям, что же тогда может выправить их неверный путь?»
В третьей статье говорится о необходимости слушаться указов императора: «Услышав указ, обязательно ему следуй. Потому как государь есть небо, а подданный – земля. Небо всё покрывает, земля всё носит».
Таким образом, следование, например, монахам (из трёх драгоценностей) и следование императору рассматривается уже не в духе единства всех людей, круга, как это было в традиции эпохи Дзёмон, но уже тут просматривается влияние культуры Яёи.

*** Обратите внимание
Один из основополагающих принципов «Круга Света» – отсутствие идеализации и обожествления какой-то конкретной личности. Это относится в данном случае и к Сётоку Тайси. И хотя Тайси был выдающейся личностью, хотя он имел большую духовную силу и сделал очень многое для развития Японии, всё же он тоже человек, и нет смысла абсолютизировать веру в него. Также нельзя игнорировать, что за многие столетия, прошедшие со времени его жизни, его образ отчасти подвергся обожествлению, что сказалось на ряде фактов его биографии и т.п.
Поэтому в предыдущих главах я рассказал о Сётоку Тайши с целью подчеркнуть его роль в формировании идеи гармонии и круга в Японии, а также показать взаимосвязь и синхронизацию его деятельности с деятельностью «Круга Света». Мы очень уважительно относимся к Тайси, однако не абсолютизируем его и не делаем объектом веры и поклонения.
В японском буддизме Сётоку Тайси считается воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары. Однако бодхисаттва – это ещё несовершенная душа, не достигшая состояния будды, и в этом смысле тоже его нельзя абсолютизировать.

Глава 10. Название и символ «Круга Света» и их связь с японской землёй
Опыт круга света радуги вокруг солнца, который мы часто получали во время паломничеств по святым землям, дал название нашей организации и его символу. Об этом я уже рассказывал. И это очень хорошо символизирует японскую землю и японскую культуру.
Прежде всего, название страны Япония состоит из двух иероглифов. Первый означает «солнце», а второй – «источник, основа, происхождение». На японском государственном флаге тоже изображён символ солнца. А главным божеством японской нации и японского императора в синтоизме является Аматерасу, богиня солнца. Также иногда Японию называют страной, где солнце восходит из-за моря.
Далее, радуга символизирует воду или драконов. Её называют летающим небесным драконом, а поскольку она связана с дождём, иногда также называют божеством воды. Эти символы – главные для обозначения японской земли и природы.
В Японии много богатых водных источников, из-за обилия дождей растут густые леса, поэтому её иногда называют страной воды и лесов. А поскольку по форме страна похожа на дракона, то порой в отношении неё используется название «дальневосточный дракон».
Я повторю, радуга и драконы символизирует божеств воды. Иногда небесный дракон принимает форму змеи и в синтоизме верят, что это божество живёт в небесном замке и посылает на землю дождь.
А в императорской семье в давние времена молились богу-дракону.
Глубокую связь с солнцем, водой и драконами имеет и Будда Шакьямуни. Говорится, что род Шакья имел родословную солнца. И тотемом рода Шакья был небесный дракон, нага. Король драконов проявился во время рождения Будды и провёл ему инициацию, а также дракон стал его учеником, когда Будда достиг просветления. Есть также версия, что имя сына Будды, Рахула, происходит от божества Раху (голова дракона). А учение, которое проповедовал Будда Шакьямуни, выражают словами Колесо Закона и Поворот Колеса Закона.
Таким образом, идея круга, преодолевая пространство Японии и Индии, является неизменной идеей во всём мире.

Глава 11. Идея Вед и индуизма – недвойственность
(адвайта)
В индийской философии, опирающейся на святые писания Вед, а также вышедшему из него индуизме можно часто встретить идеи круга и недвойственности. Один из таких символов – лингам, объект поклонения в индуизме, о котором я уже рассказывал.
В главной индийской философии Веданте говорится, что всё сущее едино и имеет единый источник происхождения – Брахман. Создателем этой идеи недвойственности, адвайты, считается Ади Шанкарачарья. Её продолжателем в более близкое нам время был Рамакришна Парамахамса. А его ученик Свами Вивекананда распространил эту философию в западном мире.
Рамакришна, например, проповедовал учение карма-йоги, говоря: «Видьте во всех живых существах проявление Бога и служите им!» В «Круге Света» учению карма-йоги тоже придаётся очень большое значение. Это недвойственное учение Авалокитешвары о том, что следует учиться у всех живых существ, быть им благодарным, любить и сострадать.
И ещё было одно интересное совпадение. Когда я рассказывал о кармической связи Будды Шакьямуни и «Круга Света», я говорил о многочасовом опыте радуги, которая была в форме Колеса Закона, со спицами-лучами света. Так вот, этот день был как раз столетним днём рождения Вивекананды. Именно после того опыта я начал изучать наследие Рамакришны и Вивекананды. Вот такая удивительная кармическая связь.

Глава 12. Современная психология. Психология Юнга: самоисцеление благодаря символу круга
Один из основоположников современной психологии Карл Юнг тоже важное значение уделял идее круга и связывал её с буддийской мандалой.
Когда он отходил от своего учителя Зигмунда Фрейда, у него началась душевная болезнь, сопровождаемая галлюцинациями. Он предпринимал различные попытки, чтобы вылечиться, и однажды, без какой-либо на то причины вдруг начал рисовать множество кругов, что оказало большое влияние на его душевное исцеление. Основываясь на этом опыте, в дальнейшем он стал просить других душевных больных периода выздоровления что-нибудь нарисовать. И они тоже рисовали круги.
Это привело Юнга к следующему пониманию символа круга. Когда душа находится в критическом состоянии расщепления, чувствует разъединение, человек стремится привести её к гармонии и единству, и как внешнее выражение этого внутреннего состояния рождается круг, и этот круг является символическим выражением подлинного себя
А затем он узнал о круговых символах в тибетском буддизме – мандалах, имеющих глубокий религиозный смысл.
От одного тибетского монаха высокого уровня Карл Юнг услышал следующее пояснение этому. Мандала – это духовное изображение, но для каждого человека оно своё, каждый рисует своё изображение. Когда человек теряет душевное равновесие и не может найти нужные идеи из святых писаний, то он сам вынужден их искать, и из его души активным воображением начинают создаваться такие мандалы.
В психологии Юнга и учении «Круга Света» очень много схожих положений. Например, в психологии Юнга есть «теория тени». В ней говорится, что в ненавистном вам человеке проявляются ваши собственные теневые стороны. Также у Юнга есть теория синхронизации, объясняющая, что внутреннее состояние души и внешний мир совпадают. Всё это – недвойственные учения, входящие и в доктрину «Круга Света».
Также мы опираемся на буддийскую теорию йогачары (о том, что всё есть проявление работы сознания), которая считается очень близкой психологии Юнга.
Сам я тоже чувствую некоторое родство с Карлом Юнгом. Для меня тоже круг был символом, который помог преодолеть внутренние раздоры (например, опыт радужного круга вокруг солнца и т.п.)

Comments